ИСТОЧНИК КАТА
Источником ката были боевые "фольклорные танцы", это факт истории. Азиатская культура сегодня насчитывает миллениум. Это красноречиво отражается в фольклорных танцах, как в первичном методе организации передачи информации последующим поколениям. Конечно, написанные инструкции могли бы быть более продуктивными, но в этом случае так не произошло.
Уровень грамотности всегда был очень низким в Азии. Крестьяне 17 века не имели возможности каждое утро посылать своих детей в школу. Поэтому устная традиция и фольклорные танцы оказались лучшим путём передачи информации.
Как ката развились из народных танцев? Это была гениальная, революционная, идея неизвестных мастеров в Боевых Искусствах, которые первыми придумали, что танцы подходят для их намерений обучать воинов. Рождение идеи объединить определенные приёмы Единоборств "старых" школ борьбы в небольшие серии, становится более и более стилизованной спустя века. Окончательный результат - ката стали фундаментальной техникой, похожей на народные танцы, которые, в свою очередь, стали боевой практикой, адаптировавшей народные танцы. Они просто стали следующим логическим шагом в развитии далеко не спокойного средневекового Общества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Основное преимущество такой методики заключалось в том, что боевые приемы изучались невербально, без их объяснения, программируя тело многократными повторениями поз и движений, что позволяло применять приемы спонтанно. И это могло иметь распространение среди большого количества людей по всей стране. Исполнение ката мужчинами делало воинами все мужское население страны, моментально превращавшееся в армию во время иностранной агрессии. Недаром существует легенда, согласно которой ката Кусянку (Канку-Дай) было передано на Окинаву китайским посланником Гун-сян Гуном. Непосвященному они были непонятны, те же, кто владел ими, обладали большими преимуществами. Поэтому данное искусство считалось тайным.
Изначально ката практиковались, использовались, и ими обменивались между соседями и друзьями. Большинство людей были ограничены их местожительством и не имели возможности учить ката в других городах. Ката развивались отдельно, несколькими различными направлениями в разных местностях Окинавы. И каратэ развивалось на Окинаве различными методами исполнения и развития в разных городах острова. Соответственно стили и практики стали известны по названиям городов и местностей, вокруг которых они развивались. Сегодня мы знаем три популярных системы: Томари, Сюри и Наха. Это три Окинавских города были достаточно закрыты в те времена, когда основатель Шотокан, Г. Фунакоши, родился и жил на Окинаве большую часть своей жизни. Существовали и другие города, которые также имели свои собственные, вероятно, уже утраченные или слившиеся с основными, стили каратэ. Окинава - это огромный остров, но оказалось достаточным всего нескольких городов для того, чтобы окинавское Сюри-тэ, Томари-тэ и Наха-тэ были сохранены. Возможно, поэтому другие стили каратэ были забыты или остаются в неизвестности.
Все ката Шотокан каратэ были взяты из Сюри-тэ и Томари-тэ. Сюри - небольшой город недалеко от Наха - столицы Окинавы, которая расположена на Западе острова. Томари - маленький город между этими двумя центрами развития каратэ. Когда изучаешь историю каратэ в перспективе Шотокан, эти три города обычно имеют в виду как исток современного Шотокан. Однако там находится множество других городов, и они также могут иметь свои системы каратэ и ката.
Стиль Наха-тэ совсем не представлен в каноне Шотокан. Этот стиль характерен медленными, напряженными движениями, узкими и высокими стойками с акцентом на развитии мышечной концентрации и силы. Ката этого стиля похожи на ката Хангецу в Шотокан. Если Фунакоши и изучал ката из Наха-тэ, они были недолго в практике Шотокан. Любые из этих ката можно встретить в многочисленных книгах, которые были изданы с 1922 года по 1955 годы. Шотокан ката, практикуемые сегодня, полностью указывают на Окинавский стиль Шорин-рю - комбинации Сюри-тэ и Томари-тэ, который является популярным каратэ на Окинаве и сегодня.
Ката, составляющие базу данных Годзю-рю, были достаточно впечатляющи и практичны, содержали много интересных приемов. Еще более интересным является то, что некоторые движения Годзю-рю включены в Шотокан ката.
Ограничивая себя только 26 отобранными ката, мы навсегда препятствуем собственному истинному пониманию всего того, что каратэ может нам предложить. Если вы обладаете достаточным талантом, вы можете продолжать изучать кое-что из Наха-тэ - стиля ката для системы Годзю-рю. Расширение вашего опыта сверх обязательных требований Шотокан каратэ может быть более плодотворным.
Изменение рекомендаций Фунакоши для изучения ката очевидны в каждой его работе, которую вы читаете. "Рюкю каратэ кемпо" 1922 года насчитывало множество разнообразных ката, включенных для изучения его учениками. Единственное замечание! Он показывал только несколько. Его список насчитывал более чем 30 ката, многие из них были "преданы Земле".
"Каратэ-до Киохан" насчитывает только 15 ката, записанные как необходимые для тренировки в каратэ-до. Этому может быть дано отдельное объяснение. Возможно, Фунакоши утратил интерес в представлении всех ката Окинавы, и, вместо этого, представлял только те ката, которые были "родными" для него - ката Сюри-тэ. Или это произошло с легкой руки людей, которые помогали ему создавать эту, более позднюю, книгу, скорее всего они играли активную роль в ограничении комментариев ката. Требования же JKA основаны на 26 ката канона Шотокан и большинство из них совершенствуется до уровня 4 дана. Некоторые из них попали в "неупотребимые". Например: Дзиин, Мэйкио, и Ванкан.
Снижается и частота применения десятка переданных комплексов в документах канона Шотокан, они также становятся неупотребимыми. Выбор Накаямы оставить Ванкан, Мейкио и Дзиин за рамками энциклопедии ката, книги "Лучшее Каратэ"? Его основания? Кроме него никто не может ответить. Хирокадзу Канадзава, типичный инструктор JKA, теперь новый лидер SKIF внес новую усложненную версию Чинто для практики энтузиастов Шотокан. Ката Ганкаку из стиля Шотокан, по окинавски звучит как Чинто. Версия Канадзавы - Ганкаку-шо та же самая, что и Чинто в книге Шошина Нагамине "Сущность Окинавского каратэ". Хидетака Нисияма создал ката Китэй, которое предназначается к изучению для целей соревнований. Однако, это предполагаемое ката не настоящее, оно - преобразованная базовая техника. Слово "китэй" подразумевает "требование базы" Хотел ли Нисияма представить и утвердить "китей - ката"? Так далеко - нет.
Как быстро мы вернемся назад к нашей современной, стоической приверженности прошлому, и к работе по сохранению живых традиций, каждая из которых призвана противостоять забвению. Успешные создания очевидно догматичны, результатом практики в современных ассоциациях каратэ мы имеем снижение видов ката. С обрывочным применением и пустым исполнительским искусством. И однажды, случится так, что они станут маленькими, не более чем необоснованными танцами, утратив визуально вид ката, утратив свою способность к реальному применению приемов, неясными и редкими, исчезающими навсегда в Пустоте.
Эксперты ката сегодня - более закрытое Общество, чем Гильдия каменщиков. Мы как смотрители музеев, ироничны, гуманно приветствуем новые достижения, но в глубине души привержены старым стилям, бывшим всегда оригинальными (настоящими) созданиями.